Пэт Метини (Pat Metheny) начал играть джаз, еще будучи ребенком, а в подростковом возрасте он уже гастролировал с легендарным вибрафонистом Гэри Бертоном (Gary Burton). Во время учебы (а очень скоро и преподавания) в Университете г. Майами, США Пэту частенько доводилось играть с иконой бас-гитары Джако Пасториусом (Jaco Pastorius).

В 1975 году вышел дебютный сольный альбом Пэта под названием Bright Size Life, демонстрировавший его особый стиль игры, характеризующийся плавными легатными фразировками и слайдами, частым использованием хроматизмов, непредсказуемыми синкопированными ритмами, широким динамическим диапазоном и превосходным звучанием.

Уроки акустической гитары в духе Пэта Метини

Музыкальный путь Метини, длящийся более сорока лет, очень извилист. Он активно экспериментирует с акустическим, электронным и симфоническим звучанием. Метини работал с очень многими известными исполнителями, в их числе Дэвид Боуи (David Bowie), Джони Митчелл (Joni Mitchell), Орнетт Коулман (Ornette Coleman), Стив Райх (Steve Reich), Брюс Хорнсби (Bruce Hornsby), Карлос Сантана (Carlos Santana), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и другие.

Пэт одним из первых начал активно использовать гитарные синтезаторы, как, например, Synclavier (одна из первых моделей цифрового сэмплера/рабочей станции), необычные гитары-арфы (в том числе Pikasso с 42 струнами) и оркестрион (автоматический механический инструмент, приспособленный для имитации звучания оркестра и управляемый с помощью гитары). Все это несомненно приносит Метини славу новатора и первопроходца. Метини двадцать раз получал Грэмми (в десяти разных номинациях) и бессчетное количество раз был награжден другими премиями. Сегодня мы взглянем на его творчество в области акустического звучания.

Выпустив два сольных альбома Bright Size Life и Watercolors, Пэт основал группу Pat Metheny Group в составе Лайла Мэйса (Lyle Mays) на клавишах, Марка Эгана (Mark Egan) на бас-гитаре и Дэнни Готтлиба на ударных. Их первый альбом с одноименным названием вышел в 1978 году. Огромный успех им принесла композиция “Phase Dance”. Ее акустический рифф с латиноамериканским оттенком представлен на РИС. 1.

Табы и ноты гитарных фраз от Пэта Метини

Этой композицией Метини практически всегда открывает свои концерты. Для нее Пэт предпочитает «нашвиллский строй», который заключается в замене четырех нижних струн гитары на гораздо более тонкие, настроенные на октаву выше, по аналогии с дополнительными струнами на двенадцатиструнной гитаре.

В 1979 году Метини выпустил сольный альбом New Chautauqua. На нем маэстро играет на нескольких струнных инструментах (запись велась методом наложения), в том числе и на пятнадцатиструнной гитаре-арфе. Стоит отметить такие треки с этого альбома, как “Country Poem” и “Sueno Con Mexico” (также в «нашвиллском строе») и, конечно, акустическую “Heritage”. Ее аккорды в низком регистре вы увидите на РИС. 2 (пальцевый способ звукоизвлечения).

Акустическая гитара Пэта Метини Урок гитары в стиле Пэта Метини

В 1981 году Метини и Мэйс объединили силы, создав дуэт As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls. К ним присоединился также вокалист и перкуссионист Нана Васконселос (Nana Vasconcelos). Композиция “September Fifteenth” была написана в честь джазового пианиста Билла Эванса (Bill Evans), покинувшего этот мир пятнадцатого сентября годом ранее. Трек поражает непредсказуемыми гармоническими смещениями и сочными мелодическими ходами (см. РИС. 3).

Акустический риффы Пэта Метини Уроки гитары в стиле игры Пэта Метини

Альбом First Circle стал для Pat Metheny Group большим шагом вперед. Это просто пример для подражания в плане музыкальных экспериментов, исполнительского мастерства и первоклассной работы продюсера. В результате в 1985 году Pat Metheny Group получили за этот альбом Грэмми в номинации «Лучшее исполнение в стиле джаз-фьюжн«. Основная линия творчества группы, намеченная First Circle, останется неизменной на протяжении целых 15 лет. За это время Пэт и его команда выпустят не менее успешные Still Life (Talking) и Letter from Home.

На РИС. 4 вариация на основе необычных комбинаций арпеджио заглавного трека альбома Letter from Home.

Необычная вариация арпеджио Пэта Метини

Альбом 2003 года One Quiet Night Метини записал в своей домашней студии. Помимо собственных композиций, он сделал потрясающе красивые акустические аранжировки для нескольких хитов, среди которых “I Don’t Know Why” Норы Джонс (Norah Jones). На этом альбоме Пэт играет на баритон-акустике Linda Manzer [стандартный строй, опущенный на чистую квинту (A D G C E A). Две средние струны подняты на октаву]. На РИС. 5 фразы в духе “Last Train Home”, классической инструментальной композиции Метини с альбома Still Life (Talking).

Фразы на гитаре в духе Пэта Метини

На этом все. Если Вам понравился этот урок, но Вы еще не подписаны на Гитаршколу, сделайте это прямо сейчас.

Добавить комментарий