Звучание гитары фламенко всегда привлекало меня. Возможно, причина этому — мое испанское происхождение. Мне очень нравится особая окраска аккордов этого стиля. Долгое время я думал, что гармонии фламенко это что-то очень сложное и доступное только избранным.

Так было до тех пор, пока я не начал слушать и изучать творчество джаз— и рок-гитаристов, которые использовали аккорды фламенко в своих композициях. Около 15 лет я активно занимался разбором произведений Эла Ди Меолы (Al Di Meola), и это буквально раскрыло мне глаза. Я понял, что для того, чтобы овладеть этим стилем, совсем необязательно уметь играть традиционное фламенко. Конечно, чтобы стать настоящим мастером в этой области, нужно учиться всю жизнь, ведь это нечто очень необычное, но вы всегда можете хотя бы познакомиться с фламенко и сделать свою музыку еще разнообразнее. Оно придаст вашему звучанию новый характер и даст вам возможность поднять свой уровень игры.

Посадка гитариста фламенко

Ритмы фламенко

Ритмический аспект фламенко — тема весьма интересная, но сегодня мы сконцентрируемся в первую очередь на левой руке (гармонии и аккорды), упомянув о звукоизвлечении лишь вкратце.

Я считаю, что характер фламенко лучше всего передается мажорным аккордом b9. Это может быть аккорд баррэ с тоникой на шестой или на пятой струне. В первом случае просто возьмите аппликатуру аккорда F и поднимите тонику средней октавы на полтона (обычно эта нота зажимается мизинцем). Эту аппликатуру можно применять по всему грифу. Во втором случае зажмите аккорд Bb и вновь поднимите тонику средней октавы на полтона. Это потребует некоторой перестановки пальцев (см. Примеры 1 и 2).

Аккорды, используемые во фламенко


 

Чтобы понять, как применять эти аккорды и выжать из них как можно больше, важно разобраться в том, как они вписываются в гармонический контекст. Пример 3 — простая прогрессия в тональности А минор, включающая два аккорда вне тональности. Это аккорды G и F.

Аккорды фламенко


 

Следующая прогрессия (см. Пример 4) основана на фригийском ладу с аккордом bII (Db) в тональности С.

Аккорды для фламенко

Аккорд maj(b9), о котором мы говорили выше, может играть роль аккорда V (как в Примере 3) и аккорда I (как в Примере 4). В Примере 3 аккорд V выполняет функцию доминанты, так как он разрешается в тонику. Это напоминает джазовые гармонии, и такой аккорд можно заменить на любой аккорд V, разрешающийся в аккорд I.


 

Пример 5 — традиционная нисходящая прогрессия, включающая аккорд maj(b9).

нисходящая прогрессия


 

Пример 6 — отличный вариант прогрессии D минор в джазовом контексте ii-V-I.

Минорная гармония во фламенко

Пример 7 немного отличается от того, о чем мы говорили выше, потому что в данном случае особенным, нестабильным аккордом является тоника. Тоническое движение между I и bII слегка напоминает металлическое звучание, что очень интересно и необычно.

Аккордовые последовательности фламенко


 

Фламенко на электроакустике

Если вы хорошо отработали новые аппликатуры и привыкли к звучанию, приступайте к Примеру 8. Не забывайте о глушении струн там, где это требуется, чтобы добиться максимального эффекта.

Фламенко на электрогитаре Электрогитара с элементами фламенко


 

Аккордам maj(b9) можно придать еще больше напряжения. Важную роль в этом играет аппликатура аккорда. Начнем с аппликатуры с тоникой на шестой струне. Добавим к ней одиннадцатую ступень, чтобы сделать звучание еще плотнее (см. Пример 9).

Что касается аппликатуры с тоникой на пятой струне, можно, конечно, просто добавить одиннадцатую ступень к нашему аккорду maj(b9), а можно пойти другим путем и добавить к нему пониженную седьмую ступень в качестве самой высокой ноты (см. Пример 10).

Аккорд maj b9Аккорды для электрогитары со звучанием фламенко


 

Поэкспериментируйте со всеми этими вариантами и выберите для себя те, которые больше нравятся именно вам. Не следует зацикливаться на одном и том же. Просто положитесь на свой слух и вкус. Аккорды можно играть боем, арпеджио или применять комбинации этих способов, как в Примере 11.

Табы и ноты к этому упражнению можно скачать по ссылке:

 

Скачать урок

 

И в заключение коснемся техники звукоизвлечения, близкой к традиционному фламенко. Она разработана специально для гитаристов, играющих на акустических и электрогитарах приемом «флэтпикинг» («flatpicking»), поэтому подчеркну, что эта техника — скорее просто попытка передать звучание фламенко. Истинные фламенко-гитаристы обычно играют несколько по-другому.

С ее помощью вы сможете сделать свое звучание объемнее и необычнее. Зажмите аккорд на грифе левой рукой. Правой (звукоизвлекающей) рукой играйте вниз и вверх быстрым свипом. В момент, когда вы меняете направление, нужно вновь ударить как по первой, так и по шестой струне. Не выбивайтесь из ритма — это очень важно. Совет: старайтесь извлекать самую нижнюю ноту на сильной доле.


 

Свип во фламенко

Конечно, этот урок нельзя назвать подробным разбором гитары фламенко, но я надеюсь, что он поможет вам открыть для себя новые горизонты и вдохновит вас на дальнейшие эксперименты с этой красивейшей музыкой.

Добавить комментарий