гитарист и преподаватель Стив БУк
Изучая техники игры на разных инструментах и применяя их к игре на гитаре, вы непременно сможете по-новому взглянуть на гитару и откроете для себя источник новых идей.

Сегодня мы познакомимся с особенностями игры на ситаре и индийской мандолине и посмотрим, как это может разнообразить ваш стиль игры. У ситара целых 20 струн. Интересно то, что для игры как таковой в основном используется всего одна из них. Остальные 19 — это резонансные и аккомпанирующие струны. Ситаристы обычно играют вниз и вверх по этой главной струне.

Гитаристы же разучивают гаммы от шестой к первой струне по всему грифу. Многие могут играть такие гаммы с огромной скоростью, но если их попросить сыграть какую-нибудь гамму на одной струне, так же быстро у них уже не получится. Этому есть две причины.

Во-первых, они знают, по сути, не ноты той или иной гаммы, а ее аппликатуру. В этом случае работает скорее мышечная память. Во-вторых, смещение вниз и вверх по одной струне требует быстрой смены позиций, что может быть весьма непривычно.

В следующих примерах я покажу вам два способа играть такие гаммы: с помощью медиаторной/пальцевой атаки (более характерно для игры на ситаре) или же с помощью легато и слайдов (более характерно для игры на индийской мандолине). Индийская мандолина — это не то же самое, что и западная мандолина, имеющая две струны. У индийской мандолины шесть струн, как и у гитары, и она немного крупнее западной мандолины. На этом инструменте очень часто играют именно легато.

Упражнение в Примере 1 основано на гамме тональности D мажор, которая начинается с тоники D на третьей струне в середине грифа. Первая часть — это нисходящая гамма, доходящая до ноты А, затем мы возвращаемся к тонике и играем восходящую гамму до ноты А более высокой октавы, после чего вновь спускаемся к тонике D.

Первое время играйте медленно. Особое внимание уделите смене позиций (между четвертой и пятой нотами, а также между шестой и седьмой нотами в восходящей части и между третьей и четвертой нотами в нисходящей части). Последнюю ноту мы берем указательным пальцем, после чего мизинец возвращается к тонике. Имейте в виду, что иногда вам придется брать две ноты, которые следуют друг за другом, одним и тем же пальцем. Потренируйте эти переходы.

гаммы для гитары в стиле ситара

Пример 2 — это гамма в тональности А мажор. Начинаем также с тоники. Вы переходите с нижних позиций на грифе к более высокой октаве не столько за счет игры соседними пальцами, сколько за счет смены позиций.

звучание ситара и мандолины на гитаре

Поиграйте каждую из этих гамм, акцентируя каждую ноту. Как только вы почувствуете, что смена позиций больше не представляет для вас трудности, попробуйте использовать легато.

Легато в упражнении Примера 1: первую ноту извлеките обычным способом (пальцем или медиатором). Затем примените прием пулл-офф для остальных нот. Ноты, зажимаемые одним и тем же пальцем (B-A), извлекайте приемом слайд. К тонике D также нужно перейти слайдом, после чего приемом хаммер-он сыграть ноту Е. Сменив позицию, первую ноту вновь извлеките обычным способом. Все остальные ноты играйте приемами хаммер-он и пулл-офф. В заключение сделайте слайд с 11 на 9 лад и начинайте заново.

Легато в упражнении Примера 2: первые две ноты (А-В) извлеките приемом хаммер-он. Слайдом перейдите к следующим двум нотам (C#-D), поставьте указательный палец на пятую ноту (Е), шестую (F#) извлеките хаммер-оном. Затем сделайте слайд к G# и к A. Нисходящая гамма: начните с мизинца на ноте А, следующие две ноты извлеките пулл-оффом. Затем сделайте слайд от F# к E, поставьте мизинец на ноту D (третья струна, седьмой лад) и извлеките пулл-оффом следующие две ноты. В заключение сделайте слайд к последним двум нотам.

Использование приема легато придает звучанию более плавный, индийский характер. Сначала тренируйесь в медленном темпе. Следите за тем, чтобы исполнение не было напряженным. Играть нужно спокойно и расслабленно. Как только вы приобретете определенную уверенность, учитесь играть, не смотря на гриф. Ситаристам приходится играть именно так. Это обусловлено размерами и другими особенностями их инструмента.

Освоив эту тональность, пробуйте применять этот подход к другим гаммам и ладам.

Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре самостоятельно, подписывайтесь на Гитаршколу и получайте ежедневно новые уроки гитары.

Стив Бук (Steve Booke) — композитор, живущий неподалеку от Нью-Йорка, США. Он пишет музыку для фильмов и телевизионных программ. Он работает в разных жанрах — это и оркестровая музыка, и металл, и множество других музыкальных стилей со всех уголков мира. Стив — выпускник Музыкального колледжа Беркли (Berklee College of Music).

На гитаре он играет уже более 27 лет. За это время он выпустил 10 сольных альбомов и принял участие в записи огромного количества альбомов других музыкантов. Он играет в Нью-Йорке и в окрестностях и дает концерты в городах Восточного побережья в составе разных групп. Стиву довелось выступать на одной сцене с Беном И. Кингом (Ben E. King) и музыкантами Mahavishnu Orchestra. Он является эндорсером таких компаний, как D’Addario/Planet Waves, Larrivee Guitars, Levy’s Leathers, Peavey, Stylus Pick, Make Music, Pigtronix, Tech 21, Digitech, Graph Tech, Seymour Duncan, Waves, Studio Devil и L.R. Baggs. 

  1. Владимир Иванович:

    Игра на гитаре на одной струне — это своеобразная техника, так можно сказать. По-началу все думают, что игра на 1 струне только для новичков, но это далеко не так. И этот урок тому доказательство.

    Очень интересный материал, спасибо Гитаршкола.

Добавить комментарий