Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола.  Сегодняшний рассказ пойдёт об одной из самых великих групп рок-музыки, которую наверняка каждый в своей жизни слышал — The Rolling Stones.

В мае 1971 года Кит Ричардс снял на Лазурном берегу особняк Nellcote, и The Rolling Stones приступили к работе над альбомом с рабочим названием “Tropical Disease”. Вместо того чтобы арендовать профессионально оснащенную студию, как это делалось всегда, музыканты расположились на набережной Вильфранш-сюр-Мер. Микширование записей производилось в микроавтобусе, известном как The Rolling Stones Mobile Unit. Сессия длилась несколько месяцев, без перерывов. В работе приняли участие более двадцати человек — кроме самих музыкантов на вилле находились техники, звукорежиссеры и продюсер Джимми Миллер. И всем приходилось быть готовыми к выходкам Ричардса.

А тот привередничал вовсю. Если не был одурманен наркотиками, то исчезал на многие часы и играл со своим сыном Марлоном, которого в 1969 году родила Анита Палленберг. Внезапно Кит появлялся среди ночи, всех поднимал и заставлял работать до позднего утра. Не лучшим образом вел себя и Мик Джаггер, который мог, никого не предупредив, на несколько дней умчаться в Париж, к беременной жене Бьянке. Ведь они только-только расписались в римско-католической церкви в Сан-Тропе.

Почти все участники “марафона” в Вильфранш рассказывают о тех временах с явной неохотой. Вспоминают о невыносимой духоте в домашней студии, неоправданно долгом ожидании вызова на участие в работе над проектом, высокомерии и грубости Ричардса и Джаггера. Но, на удивление, это была одна из самых плодотворных сессий The Rolling Stones. Двойной альбом, получивший окончательное название “Exile On Main Street”, появился на прилавках магазинов в мае 1972 года.

Обложка, созданная известным фотографом Робертом Фрэнком, представляла собой мозаику из черно-белых портретов танцовщиц ,акробатов, фокусников, магов, карликов, человеческих уродцев и бродяжек. Тогда, в 70-х годах, трудно было найти более отталкивающую обложку. Даже альбом 1969 года “Let It Bleed” c изображением торта, от которого становилось дурно, не мог с ней конкурировать. Разве что первоначальный проект конверта “Beggars Banquet” — исписанная каракулями стена туалета — можно поставить рядом.

Грязная обложка, грязная музыка. После альбомов “Beggars Banquet”, “Let It Bleed” и ‘Sticky Fingers”, которые доказали мастерство The Rolling Stones, пришел момент нового открытия — сколько радости может принести музыка более простая, более примитивная, более громкая. Тот же рок-н-ролл, в своей первобытной, неотшлифованной, неприглаженной ипостаси.

Кто-то сказал о “Tumbling Dice” — великом хите с “Exile On Main Street”, что песня “очаровательно разваливается на куски”… Это, конечно, преувеличение, но слушая альбом, трудно избавиться от впечатления, что группе не до конца удалось обуздать силы хаоса. А может просто была сделана ставка на полную свободу и спонтанность. Так это или нет, но есть в этой музыке что-то от балагана и скоморошества. Ричардс, присевший в тот период на героин, был не в состоянии придать записям последний штрих.

Кроме того он осуществлял деспотичную власть в домашней студии. С чем никак не мог смириться Джимми Миллер. “Я был недоволен звучанием, — говорил он позже, — и, как продюсер, слышал, что его надо исправить”. Однако то, что запись не удалось отшлифовать, нисколько не повредило альбому. Наоборот, музыка The Rolling Stones приобрела особую атмосферу свободы и легкости. А каждая из восемнадцати песен звучит достоверно, свежо и волнующе. Все вместе они создают удивительную целостность.

Группе в первый раз удалось создать из рок-н-ролла, блюза, буги и кантри всеобъемлющую музыку с хорошо проявившимися чертами своего собственного стиля. Стиля The Rolling Stones. Привычные стереотипные рок-н-роллы “Rocks Off”, “Rip This Joint” или “Happy” — это с первых тактов The Rolling Stones. Так же и блюз — “Ventilator Blues”, и буги — “Casino Boogie”, и кантри — “Torn And Frayed”. Даже чужие композиции — “Shake Your Hips” Слима Харпо и “Stop Braking Down” Роберта Джонсона были оживлены духом музыки The Rolling Stones. Только вот песенка “Shine A Light” звучит не совсем оригинально — уж очень напоминает баллады Вана Моррисона.

Тексты на “Exile On Main Street” не имели такого большого значения, как на предыдущих пластинках группы. Может от того, что Джаггер был поглощен семейной жизнью и не мог сосредоточиться на творчестве. Подтверждает это песня “Rocks Off” — удивительное признание немоты: “Хотел бы кричать, но едва могу выдавить из себя хотя бы звук…” Но несколько песен обращают на себя внимание и с литературной точки зрения. “I Just Want To See His Face” и “Shine A Light” немного противоречивые и неожиданные в устах Джаггера, глашатая дьявола, представляют собой религиозные гимны. Или “Sweet Black Angel” — с чувствами написанный портрет Анжелы Дэвис. И, прежде всего, “Happy” — жизненное кредо Ричардса, постоянного бунтовщика, бродяги и повесы. Быть может, это главная композиция из всех представленных на двух дисках. Голос человека, без которого не было бы ни этого альбома, ни самой группы.

 

  1. Алиса:

    Rolling stones — вечный кумир моей юности. Поэтому мне интересно все, что с ними связано, в особенности частные, личностные подробности. Правда, их альбом “Exile On Main Street” мною гораздо менее любим, чем тот же “Let It Bleed”, но все равно талантлив и было безумно интересно узнать, как он создавался. Спасибо!

  2. Alrem:

    Было интересно прочитать, раньше не интересовался историей группы, просто слушал их музыку. Даже мои старички увлеклись, услышали в какой-то рекламе духов Paint to black, и понеслось, теперь за уши не оттащишь от муз. центра. Когда есть тот самый дух свободы, возраст значения не имеет.)

Добавить комментарий