Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью на этот вопрос.

Место электрогитары в джазе

В музыке тридцатых годов в исполнении биг бэндами известных мастеров джаза начало века, появляются такие элементы техники игры, послужившие в дальнейшем открытию совершенно нового музыкального стиля. Этот новый стиль получил название — «свинг».

Его важнейшей характеристикой стали: наличие в ритмике регулярной четырехдольной пульсации, так называемого «бита», в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы и, отклонения от этой пульсации — качание, раскачка и импровизация, на фоне рифа.

«Риф» — двух — четырехтактовая ритмическая гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. Свинг — одно из выразительных средств джаза. В конце тридцатых годов большинство свинговых оркестров почти вытеснили иные виды развлекательной музыки, но им не хватало звучания электрогитары. Обычно, в джазовых оркестрах использовалась гитара особой конструкции, к деки которых были большой толщины и выпуклой формы, наподобие скрипичных.

Для аккомпонемента духовым инструментам, исполняющим свинг, нужен был объемный, громкий и быстрозатухающий звук. Немного позже в Америке начнется развитие звукоснимательной техники и появится целое семейство электрогитар.

Применение электрогитары в джазе

Первым музыкантом применивших в джазе новинку, был Эдди Дарем. Он играл в оркестре Джимми Лансфорда на тромбоне и гитаре. Кроме игры в оркестре Джимми был неплохим аранжировщиком. Его успехи усилить с помощью резонатора звук гитары вызвали большой интерес и в 1935 году оркестр Джимми Лансфорда записали на магнитную пленку.

Эта запись была в основном посвящена Э. Дарему и необычному звучанию его гитары. Так изобретение электрогитары послужило открытию новых направлений, в том числе и в джазе. Основоположниками новых джазовых школ игры на электрогитаре стали — Чарли Кристиан в Америки и Джанго Рейхард в Европе.

Чарли Кристиан — основоположник джазовой школы электрогитары

История Чарли Кристиана как выдающегося гитариста начинается с его пятнадцатилетия, тогда он впервые по наставлению отца взял в руки гитару. До этого, Ч. Кристиан занимался уроками на тенор-саксофоне и за три года занятий научился прекрасно им владеть.

Ни чего удивительного здесь нет, Чарли был способным и одаренным мальчиком. Он все время занимался, и труд его не пропал даром. После того как Чарли Кристиан также успешно освоил новый музыкальный инструмент, он стал выступать в составе малых джазовых ансамблей.

Среди участников он выделялся своим неисчерпаемым вдохновением. Джон Хамонд, пропагандист джаза, услышав о талантливом гитаристе и пршел на выступление оркестра в котором играл Кристиан. Игра молодого негритянского гитариста ошеломила Хамонда. Чарли играл на обычной гитаре, которая не представляла собой ничего особенного, которую подключил к усилительному устройству, но его импровизации были настолько захватывающими, что потрясенный их звучанием Дж. Хамонд решил показать юношу Бенни Гудману, который высоко оценил мастерство музыканта и пригласил Чарли к себе в оркестр.

Чарли Кристиан играл с такой виртуозностью, что казался в своем искусстве игры на гитаре, просто недосягаем. Техника, которой обладал Чарли при игре на электрогитаре, отличалась от приемов игры на акустической. Чарли экспериментировал: в гармонии с увеличенными и уменьшенными аккордами, с ритмическими рисунками известных джазовых мелодий, с пассажами, добавляя к септаккордам надстройки.

Его слушатели поражались мелодической и ритмической изобретательностью музыканта. С приходом Кристиана на большую сцену электрогитара прочно вошла в жизнь джазовых коллективов, а стиль его игры открыл в джазе целую современную эпоху, которая получила название «боп» или (de-dop). Эпоху, которая, в свою очередь, положила начало развитию джаза. И не просто джаза, а самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

  1. Настя:

    Познавательная статья и с исторической стороны и с музыкальной. Вот теперь я знаю точно, что джаз без электрогитары мы представить себе не можем благодаря Чарли Кристиану.

  2. Нина:

    Как то даже не представляю себе джаз без звука электрогитары. Оказывается так было не всегда. Как правильно поступил Чарли Кристиан, когда внес эту замечательную нотку в музыку джаза!

Добавить комментарий