Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

“Honeysuckle Rose” – уже стала своего рода стандартом среди музыкантов-импровизаторов по всему миру. Гитаристы, играющие цыганский джаз, исполняют аккордовые ходы этой композиции особенно интересно. Ритм-гитарист играет техникой «la pompe» – заводной ритм четвертными нотами, подчеркивающий свинговое звучание.

Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды. Послушайте аудио к этому уроку. Вы заметите, что помимо четвертей, я время от времени играю восьмые ноты, глуша их ладонью. Чем больше музыки в таком стиле вы будете слушать, тем лучше вы поймете, что такое «la pompe» и как этот ритм можно интерпретировать и применять на практике.

Ноты и табулатуры аккордовой прогрессии и соло, а так же аудиотреки к уроку, Вы можете скачать с помощью этой формы:

Мажорные аккорды – любовь всей жизни

Начнем с ритм-партии, показанной в упражнении 1. Композиция состоит из 32 тактов и характеризуется формой ААВА. Такая форма очень популярна в джазе. Первая секция А наглядно демонстрирует, почему гитаристы, играющие цыганский джаз, так любят мажорные секстаккорды. Вместо Fmaj7 в пятом такте они скорее предпочтут F6 с нотой С в басу – излюбленный ход Джанго Райнхардта (Django Reinhardt).

Немного отклонимся от темы

В шестом такте я применяю технику «отхода в сторону», заменяя Db9 на Gm7. Такой ход можно рассматривать не только как тритоновую замену (между Db и G интервал в три тона), но и как приближение к следующему аккорду (С9) на полтона. Это отличный способ создать напряжение и разнообразить гармонию. Вторая секция А также заканчивается подобными заменами.

Вперед, к солнцу!

Секция В включает в себя подъем от первой ступени к четвертой. Это недиатонический ход. Он предполагает уменьшенный проходящий аккорд и первое обращение аккорда первой ступени (F/A). Схема повторяется для аккорда II7 (G7). Мы спускаемся от V7 к последней секции А.


 

Упражение 2 – соло. Я постарался вместить в него как можно больше классических фраз, характерных для цыганского джаза. Очень важно соблюдать указанную в табулатуре аппликатуру, а также следовать указаниям по поводу звукоизвлечения. Все это имеет большое значение для цыганского джаза.

Да пребудут с вами сексты
Первая секция А начинается с арпеджио Gm6. Как я уже упоминал, это очень популярный ход. Во втором такте я подхожу к ноте Е (третья доля) с помощью нескольких проходящих хроматических тонов.

Да заглушите же эти струны!
В седьмом такте я применяю перкуссивную технику. Я играю несколько дабл-стопов, чередуя их с приглушенными открытыми струнами. Здесь важно следить за тем, чтобы гармония этих дабл-стопов была слышна постоянно.

Триоли на обед
Следующую фразу я начинаю в последнем такте перед второй секцией А. Триольная фигура состоит в основном из аккордовых тонов с проходящими хроматическими тонами (вторая нота каждой триоли). В ее конце – диатоническая фраза, которая меняет направление и продолжается триольной фигурой из моего собственного арсенала. Вы заметите, что здесь придется неплохо «побегать» туда-сюда по грифу. Такой стиль игры довольно сложен. Он требует умения играть абсолютно все в любом направлении.

Немного бибопа на закуску
Секция В начинается с классической бибоп-фразы в стиле Чарли Паркера (Charlie Parker). Затем мы переходим к аккорду Bb6. Фраза оканчивается триольным ходом, который объединяет два мажорных трезвучия с интервалом в три тона (Bb и Е).

Пусть будет громко
Эту композицию записывали очень многие музыканты. Среди них Quintette du Hot Club de France с Джанго Райнхардтом и скрипачом Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli). Я выбрал несколько особенно удачных аккордов и аранжировал их для гитары. Я позаимствовал фразы, которые играет Джанго во вступлении, ведь они так хорошо ложатся на изменяющуюся прогрессию. По сути, это один и тот же рифф в двух разных октавах.

И снова триоли
Секция В заканчивается приемом, за который я благодарю неподражаемого Чаволо Шмитта (Tchavolo Schmitt). Здесь особенно важно звукоизвлечение. Играйте по схеме «вниз-вниз-вверх» на каждую триоль. Можете, например, извлекать первую ноту каждой триоли даунстроком, а затем переходить сразу к первой струне и следующую ноту играть также даунстроком. Не так просто, но это того стоит.

Классическое звукоизвлечение
Последняя секция А подразумевает классическое звукоизвлечение для цыганского джаза. Такой прием используется очень часто. В первых двух тактах играем арпеджио (G–Bb–D). Мелодия движется вверх по первой струне. Идем дальше, играя в том числе и несколько уменьшенных трезвучий. Звукоизвлекающая рука играет по схеме «вверх-вниз-вниз-вниз».

Не расстраивайтесь, если не сможете справиться с соло с первого раза. Это довольно сложная вещь. Выделите для себя несколько сегментов и отработайте их отдельно. Вы и сами не заметите, как здорово продвинетесь в области такого непростого цыганского джаза!

Похожие уроки:

Оставить комментарий