Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Хорошая полиритмия нравится всем – особенно в контексте гитарной музыки. Полиритмия делает музыкальное произведение интересным и атмосферным, Майку Доусу довелось немало экспериментировать с ней в работе с альбомом What Just Happened, a также с новым альбомом, который выйдет в конце этого года.

Примеры для сегодняшней статьи взяты из композиции “The Impossible”, по поводу которой Майку поступало много вопросов.

“Поли” означает “больше, чем один”, поэтому в комбинации со словом “ритм” полиритмию можно определить как музыкальную фигуру, в которой присутствует несколько ритмических рисунков одновременно. При выстраивании полиритмических фигур может возникнуть несколько разных гармоний, которые нужно синхронизировать. В нашем примере басовая линия играется исключительно левой рукой на трех нижних струнах, а мелодия – правой рукой на трех верхних струнах. Давайте разберем каждую партию в отдельности, а затем объединим их.

Для этой композиции следует настроить гитару так: DADGAD (от шестой струны к первой: D A D G A D). Каподастр находится на четвертом ладу, но не зажимает первую струну. В результате получаем строй F# C# F# B C# D, дающий очень интересный аккорд Fssus4addf6. Вследствие использования «неполного каподастра» в табулатурах к данному уроку цифры обозначают реальные лады, то есть цифра «4» на одной из струн, зажатых каподастром, играется открытой струной.

Примеры полиритмии на гитаре

Начнем с партии левой руки. Она показана на РИС. 1. Эта партия написана в размере 12/8. Ее можно также представить в размере 6/4 из-за использования последовательных четвертых нот. Все ноты извлекаются хаммер-онами или пулл-оффами от ноты, зажатой ранее. Каждый форшлаг «привязан» к той же ноте, исполняемой ранее.

Игра только левой рукой на гитаре

Первые три ноты играются хаммер-онами «из ниоткуда» на пятый лад шестой и пятой струн, а также на седьмой лад четвертой струны. Затем делаем пулл-офф к «открытой» четвертой струне (четвертый лад), хаммер-он на седьмой лад пятой струны и заканчиваем рисунок пулл-оффом к открытой шестой струне. Когда мы играем эту схему второй раз (в такте 2), вторая нота играется с форшлагом, исполняющимся пулл-оффом от седьмого лада (седьмой лад пятой струны был зажат еще в такте 1) к пятому ладу пятой струны.


На РИС. 2 изображено продолжение партии левой руки, исполняемое тем же образом, но с некоторыми отличиями: после хаммер-она на третьей ноте я делаю слайд на один лад назад, а затем пулл-офф к открытой струне (четвертый лад). Фраза заканчивается дабл-стоп-пулл-оффом на двух нижних струнах, когда с девятого лада мы переходим к открытым струнам.

Табы и ноты для левой руки на гитаре


А теперь потренируем переходы между этими двумя фигурами, как показано на РИС. 3.

Переход между партиями полиритмии


Далее уже можно говорить о полиритмии, потому что в игру вступает партия правой руки, исполняющаяся в размере 5/4 и основанная на повторяющейся последовательности из пяти нот, изображенной на РИС. 4. Аппликатура правой руки в данном случае такова: большой указательный большой средний указательный пальцы (в музыке принято обозначать это так: p i p m i). Все ноты играются на «открытых» струнах, с каподастром, зажимающим вторую и третью струны на четвертом ладу. Тренируйте эту схему до тех пор, пока не сможете сыграть ее легко и непринужденно, не задумываясь над тем, что идет дальше. Ведь впоследствии вам придется играть ее практически на подсознательном уровне.

Полиритмия - способ игры на гитаре


РИС. 5 – обе партии, исполняемые одновременно. Обратите внимание на то, что при наложении партии правой руки на размер 12/8 она попадает на сильную долю через каждые пять долей, что создает интересный и на первый взгляд несколько хаотичный ритмический и мелодический эффект. После первых четырех тактов повторяем такты 1-3, меняя концовку (заключительный такт), в которой на четвертой доле Майк играет аккорд Asus2 и имитирует звучание бас-бочки, ударяя по деке ладонью правой руки (если Вас интересуют перкуссивные элементы в гитарных мелодиях, советуют разучить эту перкуссивную балладу на акустической гитаре). Далее идет удар по пятой струне на 16 ладу, что дает флажолет, звучащий вместе с зажатой нотой на четвертой струне. Фигура завершается еще одним ударом бас-бочки.

Партия для полиритмической гитары

Похожие уроки:

Оставить комментарий