Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

В рамках новой серии уроков я планирую показать вам разные концепции и элементы, из которых складывается мой подход к игре на гитаре. Надеюсь, эти уроки помогут вам узнать много нового и полезного о нашем инструменте и о музыке в целом.

Давайте начнем с мелодий. Как же создать мелодическую линию для той или иной композиции или для гитарного соло? Казалось бы, это очень простая задача. Нужно всего лишь придумать аккордовую прогрессию, определить тональность и сыграть пару фраз. Но на самом деле у вас всегда есть целая куча вариантов решения этого вопроса.

Уроки гитары от Джо Сатриани на русском

Мне часто кажется, что мелодические «истории» многих композиций как-то слишком коротки или разворачиваются слишком быстро.

Хороший способ немного растянуть такую «историю» – не завершать фразы устойчивыми нотами. Так слушателю придется подождать следующую фразу чуть подольше, чтобы понять, куда же движется мелодия. Посмотрите на РИС. 1. В данном случае аккордовая прогрессия начинается с аккорда Е мажор. Одна из нот этого трезвучия (E G# или B) прозвучит на его фоне банально и предсказуемо.

Урок гитары от Сатриани

А вот если вы возьмете, например, ноту А (четвертую ступень тональности Е), создастся впечатление того, что мелодия движется в направлении, отличном от ожидаемого. Ноту А (sus4) можно быстро разрешить переходом к одной из вышеупомянутых нот трезвучия.

В такте 1 РИС. 2 я разрешаю фразу переходом от А вниз к G, большой терции. А если мы перейдем от А к F#, большой секунде (см. такт 2), фраза сохранит свою незавершенность. Она как бы говорит о том, что дальше будет еще что-то.

Современные уроки ДЖо Сатриани

Хорошо владея приемом мелодически-гармонической незавершенности и разрешения, можно разворачивать фразу сколь угодно долго. На РИС. 3 – четырехтактная мелодия, в первых трех тактах которой мы просто переходим от одной «неустойчивой» ноты к другой, и фраза завершается только в такте 4 тоникой Е.

Табулатуры и ноты от Джо СатрианиПротивоположностью такому подходу было бы мгновенное разрешение четвертой ступени в аккордовый тон (см. РИС. 4 – от ноты А мы сразу переходим к E, G# и B).

Урок по созданию мелодии для гитары

Еще один интересный способ – играть одну и ту же ноту на фоне сменяющихся аккордов. Так мы тоже можем достигнуть ощущения незавершенности, ведь слушателю придется ждать окончания музыкальной идеи.

На РИС. 5 — 6 я меняю аккорды, играя на их фоне ноту А (четвертую ступень) и ноту Е (тонику). Этим я хочу сказать, что интерес слушателя к развитию «сюжета» композиции можно поддерживать даже с помощью мелодии из одной ноты.

Ноты Джо Сатриани по создании гитарных мелодий Табы и табулатуры мелодий Джо Сатриани Как написать мелодию для гитары

Понравился урок? Хотите получать и другие интересные уроки гитары от Гитаршколы? Подписывайтесь!

Похожие уроки:

Оставить комментарий

Ваш инструмент:
Актуальное
Популярное