Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

уроки гитары от Маттиаса ЯнгаОдно из самых приятных занятий в процессе обучения игре на гитаре – это, несомненно, написание музыки самостоятельно. Так было в моем случае, да и многие из моих учеников тоже очень любят сочинять.

Однако здесь тоже есть свои сложности, с которыми сталкиваются как новички, так и профессионалы. Прежде всего, это ограниченные знания в области аккордов, гармоний и тональностей. Некоторые даже не знают, что такое тональность.

Очень часто бывает так, что гитаристы, играющие на электрогитаре, пользуются исключительно пауэр-аккордами (пауэр-аккорд – аккорд, состоящий из основного и квинтового тонов). Нельзя сказать, что это плохо, но есть одно «но». Понимание тональностей, гамм и аккордов может существенно разнообразить и обогатить ваш арсенал как музыканта и композитора.

Упражнение, которое я покажу вам сегодня, касается сочинения риффов. Мы посмотрим, как можно строить диатонические и так называемые заимствованные аккорды на основе хроматической линии баса, не выходя при этом за рамки тональности. В качестве примера и исходной базы я возьму тональность А минор и гамму гармонического минора.

Итак, вот наша линия баса:

партия баса

Вот что получится, если от каждой ноты линии баса мы построим пауэр-аккорд:

пауэр-аккорды на основе басовой линий

В этом случае у нас появятся некоторые проблемы с аккордами B5, C♯5 и D♯5, потому что они содержат ноты, не входящие в тональность А минор.

Но откуда же мы узнали, какие аккорды нам подходят, а какие – нет? На диаграмме ниже представлены диатонические аккорды тональности А минор.

диаграмма аккордов с применением "нужных" нот

Обратите внимание на то, что все аккорды построены на нотах тональности А минор (включение в этот ряд аккорда Е с нотой G♯ обусловлено тем, что мы базируемся на гармоническом миноре. Этот аккорд еще раз подчеркивает «минорность» всего ряда).

Поэтому некоторые аккорды, построенные нами от линии баса, содержат ноты, выходящие за рамки нужной тональности. Это, например, аккорд В5, потому что в него входит нота F♯. Также это C♯5 – из-за ноты G♯, которая включена только в аккорд Е (V ступень ряда).

В случае аккорда D♯5 нота A♯ также выпадает из гаммы. Все это может вызвать определенные сложности при игре соло в тональности А минор, потому что ноты соответствующей гаммы будут идти вразрез с этими аккордами.

В прилагаемом к статье аудиофайле я записал соло в А минор. Прослушайте его. Вы обязательно заметите «фальшивые» ноты:

Как можно исправить ситуацию? Очень просто. С помощью чередования квинт и секст.

исправляем некоторые аккорды

Благодаря этому интересному ходу, аккордовая прогрессия зазвучит гораздо музыкальнее, так как она содержит (или подразумевает) разные типы аккордов. Очевидно, что аккорд А5 нам подходит. Если мы превратим аккорд В5 в аккорд G/B (с нотой G вместо F♯), он обеспечит нам отличный переход к С5.

Аккорд А7, построенный на основе С♯, представляет собой заимствованный аккорд, который называется побочной доминантой. Он не подходит для тональности А минор, но если мы посмотрим на следующий за ним аккорд D5, мы заметим, что А7 является доминантным аккордом (V) в тональности D минор.

То же самое – с аккордом В7. За ним следует аккорд Е, и мы как бы временно заимствуем эту тональность, а В7 является ее доминантой. Последние два аккорда нужны просто для создания определенного напряжения за счет разрешения кварты в терцию (Esus в E). Впоследствии терция вновь разрешается в квинтовый аккорд А5.

Я сыграл то же самое соло, что и на предыдущем треке, заменив при этом аккордовую гармонию. Послушайте. Уверен, что вы сразу заметите разницу.

Очевидно, что знание музыкальной теории и умение применять ее на практике принесет вам много пользы и значительно облегчит вам жизнь. Так вы, по крайней мере, будете знать, с чего начинать эксперименты.

И наконец предлагаю Вам посмотреть видео-приложение к уроку и подписаться на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Маттиас Янг (Matthias Young) публикует онлайн-уроки игры на гитаре на сайте FreeGuitarVideos.com. Также он заведует отделением гитары в Центре искусств Кэллэнуолд (Callanwolde Fine Arts Center), Атланта, штат Джорджия, США. В 2012 году Маттиас издал книгу под названием Metal Guitar Method (Игра на гитаре в стиле металл), которая разошлась тиражом в несколько тысяч экземпляров.

Янг имеет степень бакалавра музыки Государственного университета Джорджии (Georgia State University). В настоящее время он обучается в магистратуре по специальности «Музыка» в Бостонском университете (Boston University). Если вы хотели бы брать уроки у Маттиаса по скайпу, зайдите на его сайт MatthiasYoung.com. 

Похожие уроки:

Оставить комментарий