уроки гитары от Маттиаса ЯнгаВ сфере преподавания игры на гитаре постоянно наблюдается противостояние техники и музыки (конкретных песен и композиций).

Речь идет вот о чем: кто-то начинает осваивать гитару только для того, чтобы уметь играть произведения других музыкантов. С другой стороны, есть гитаристы, концентрирующиеся на технике и теории и развивающие свои навыки таким образом.

Я занимаюсь обучением игре на гитаре уже несколько лет, и многие из моих учеников приходили ко мне с одной и той же проблемой — они умели играть пару-тройку песен (часто даже довольно неплохо), не понимая при этом, в чем суть игры на гитаре.

Они играли механически, не осознавая, что делают, и им казалось, что они уперлись в своеобразную стену. Я думаю, это актуально для многих гитаристов-«самоучек».

Те, кто учится играть самостоятельно, чаще всего не знают, что им понадобится и в чем им нужно будет разобраться, чтобы стать хорошими гитаристами. Они просто учат то, что им хочется, не обращая никакого внимания на степень сложности того или иного материала. В итоге такой подход приводит к тому, что процесс их обучения оказывается весьма неэффективным, и формируются неправильные привычки, от которых потом очень сложно избавиться.

Значит ли это, что начинающим гитаристам нужно ограничиться техническим материалом, таким как гаммы и арпеджио? Конечно, нет. В процессе развития необходимо иметь возможность применять полученные теоретические знания на практике. Это касается освоения не только гитары, но и любого другого инструмента.

Итак, на какие технические моменты следует обращать внимание начинающим гитаристам? Как и в случае любого полифонического инструмента, это, в первую очередь, гаммы, аккорды и арпеджио. Наработка техники может показаться многим очень скучной и нудной, но есть подходы, которые значительно облегчат и разнообразят обучение игре на гитаре.

Композиторы-классики нередко писали так называемые «этюды«. Это, как правило, небольшие и довольно интересные в музыкальном плане произведения, цель которых заключается исключительно в развитии техники игры.

В области классической гитарной музыки можно найти великое множество таких этюдов. Далеко ходить не нужно, можете скачать сборник этюдов из прошлых уроков Гитаршколы.  С их помощью можно тренировать все, что угодно. Например, арпеджио. Есть этюды, в которых одна и та же аппликатура арпеджио повторяется на протяжении всего произведения.

Современная музыка пишется часто специально для сценического исполнения. Она не учитывает те технические основы, которые могут обеспечить начинающим гитаристам логично построенное обучение и постепенный прогресс. И именно здесь может потребоваться помощь квалифицированного педагога.

Для примера возьмем фортепиано. У начинающих пианистов обычно есть возможность разучивать такие произведения, которые им нравятся и которые соответствуют уровню их технической подкованности. Попытки исполнить более сложные композиции, скорей всего, закончатся тем, что ученик не справится с задачей и только разочаруется в себе и собственных способностях.

В области современной гитары дела с этим пока обстоят довольно проблематично (говоря так, я не имею в виду обучение игре на классической гитаре).

Что можно сделать для того, чтобы и гитаристы тоже могли играть то, что нравится им, закладывая при этом солидную техническую основу? Очень полезно брать уроки у преподавателя. Хороший преподаватель может проанализировать композицию, которую хочет разучить его ученик, при необходимости упростить ее и подстроить под его уровень, а затем и разработать ряд упражнений, которые помогут ученику освоить эту композицию.

Помимо упражнений, основанных на конкретных композициях, нельзя забывать о некоторых очень важных технических аспектах. Каждый музыкант должен владеть ими и понимать их. Это гаммы, аккорды и арпеджио. Гаммы можно сравнить с кирпичиками, из которых складывается та или иная мелодия. Научиться играть соло, не зная гамм, невозможно. Понимание гамм также очень помогает в освоении аккордов и арпеджио.

Многие гитаристы-самоучки делают одну и ту же ошибку: они разучивают мажорную и минорную пентатоники и останавливаются на этом, на эту тему советую почитать один из прошлых уроков — «Пентатоника, которая изменит Вашу жизнь«. Итог — весьма однообразное и безликое звучание, а соло превращается в сплошной набор клише.

Пентатоническая гамма — это ведь не что иное, как гамма из пяти нот, образованная на основе ионийского лада (мажорной гаммы), так почему бы не начать именно с этого и не выучить всю гамму? Так вы наконец разорвете этот «заколдованный круг» и сможете сделать свою игру значительно интереснее и ярче.

Аккорды — это всего лишь комбинации нот определенной гаммы. Существует много подходов к изучению аккордов, но важно то, что их надо не просто выучить, а понять и осознать. Причина этому проста: очень многие песни основаны на очень похожих (а нередко и полностью идентичных) аккордовых последовательностях.

Понимание того, что такое аккорды и их последовательности, и как они строятся, даст начинающим гитаристам возможность тратить значительно меньше времени на разучивание той или иной композиции. Это и есть то самое ассоциативное обучение, и оно приводит к тому, что человек не просто учится играть на гитаре, а начинает понимать, что же такое музыка и как она «работает».

Арпеджио — это те же самые аккорды, исполняемые определенным образом. Левой рукой мы зажимаем ноты одну за другой, а правой рукой проводим по струнам, играя соответствующий аккорд — такие и другие подобные упражнения отлично развивают технику. Переоценить значение всех этих вещей просто невозможно. Концентрация как на технике, так и на музыкальном аспекте, без сомнения, поможет начинающему гитаристу добиться успеха.

А лучший способ обеспечить такой подход к обучению — найти квалифицированного преподавателя, либо подписаться на Гитаршколу и получать ежедневно уроки гитары.

  1. Паша:

    Я начинающий гитарист и хочу разучить песню на гитаре. Что для этого нужно сделать?

Добавить комментарий