Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Если вы учитесь играть на гитаре, рано или поздно вы непременно столкнетесь с понятием «арпеджио«.

Это просто незаменимый прием, придающий вашей игре разнообразие и особый характер. Из арпеджио можно строить целые риффы, можно использовать их в соло и даже создавать мелодические линии благодаря его плавному звучанию.

Практически все великие гитаристы имеют этот прием в своем арсенале. Но есть также и те, кто избегает арпеджио. Почему? Да потому что боятся заблудиться в лабиринтах теории и техники его исполнения. Вы же не относитесь к таким «музыкантам»? Если вы уже знакомы с тем, как работают аккорды, самое время приступить к арпеджио.

Вот восемь важных моментов, которые помогут вам одолеть этот непростой прием.

Что же такое арпеджио

Слово «арпеджио» происходит от итальянского «arpeggiare», означающего «играть на арфе». (Логично, ведь арфисты часто акцентируют ноты, играя их не в унисон, а одну за другой.) Арпеджио иногда называют «ломаными аккордами». По сути, это ноты аккорда, играемые по одиночке.

Как арпеджио могут пригодиться гитаристу

Арпеджио создают эффект быстрой, плавной игры. Кроме того, с их помощью вы выведете свой навык импровизации на новый уровень. В арпеджио входят все ноты аккорда. Они легко свяжут ваше соло с аккордовой структурой и станут основой для отличных фраз.

На фоне соответствующего аккорда арпеджио всегда звучит хорошо, поэтому можно сказать, что это своего рода ключевые моменты мелодии. Вы можете смело импровизировать в рамках нот, входящих в арпеджио.

Гаммы vs. арпеджио

Давайте посмотрим, в чем разница между гаммами и арпеджио. Гаммы – это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенную тональность (например, в гамму G мажор входят ноты G, A, B, C, D, E, F#).

Арпеджио – это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенный аккорд (например, в арпеджио аккорда G мажор входят ноты G, B, D). И гаммы, и арпеджио линейны: в обоих случаях ноты извлекаются одна за другой. Но в отличие от гамм, которые содержат как аккордовые, так и неаккордовые ноты, арпеджио строятся исключительно из нот, образующих тот или иной аккорд. Как гаммы, так и арпеджио можно играть в восходящем, нисходящем направлении или же так, как хочется исполнителю.

Аппликатуры арпеджио

Как и в случае гамм, для арпеджио существует несколько аппликатур. Для каждого арпеджио можно насчитать пять аппликатур CAGED. (Исключение – уменьшенный септаккорд. Для него существует всего одна аппликатура.)

Выучите арпеджио в разных позициях на грифе – так вы запомните именно его форму, а не просто порядок ладов, которые нужно зажимать. Учите аппликатуры постепенно, одна за другой. Конечно, будет замечательно, если вы освоите все аппликатуры. Но в любом случае гораздо лучше знать и играть одну аппликатуру идеально, чем пять, но кое-как. Потренируйтесь в переходе от одной аппликатуры к другой. Возьмите, например, две каких-нибудь аппликатуры и чередуйте их между собой.

На каких арпеджио следует сконцентрироваться вначале

Лучше всего начать с мажорных (1, 3, 5) и минорных трезвучий (1, b3, 5). Это самые распространенные гитарные арпеджио в музыке любого стиля. В трезвучие входят всего три ноты, но арпеджио можно расширить, добавив к нему седьмую, девятую, одиннадцатую, тринадцатую и т.д. ступени. Возможностям нет предела!

Разные способы звукоизвлечения

Арпеджио можно играть разными способами. Это, помимо прочего, техника переменного штриха, легато, хаммер-оны и пулл-оффы, свип-пикинг и тэппинг. (Более опытным гитаристам нельзя забывать и о таких приемах, как игра через струну и перекат пальцев на грифе – все это позволяет значительно прибавить в скорости.) Поэкспериментируйте с каждым способом и выберите то, что подходит именно вам и вашему стилю игры.

А как же перебор? Аккорды, играемые перебором, с технической точки зрения тоже являются арпеджио, но в этом случае ноты не глушатся сразу после исполнения, а звучат одновременно. То есть колебания каждой ноты вместе дают нам тот или иной аккорд. Арпеджио в стандартном понимании подразумевают звучание только одной ноты в один момент времени, поэтому они все-таки отличаются от аккордов, исполняемых перебором.

Заключите арпеджио в рамки тоники

Если вы только начинаете работу над арпеджио, старайтесь, чтобы первой и последней его нотой была тоника соответствующего аккорда (нота, от которой построен аккорд). Это поможет вам научиться слышать и различать звучание данной гаммы. Начните с нижней тоники, дойдите до верхней ноты так быстро, как только сможете, затем вновь спуститесь вниз и вернитесь к тонике.

Форма и скорость

Играя арпеджио, глушите каждую ноту сразу после ее извлечения. Делать это можно, например, снимая пальцы левой руки с зажатых струн. Так ноты не будут звучать одновременно, и ваше арпеджио будет отличаться от простого аккорда, сыгранного перебором. Каждая нота должна прозвучать отдельно!

Начинайте в медленном темпе. Первое время следует уделять внимание тому, как вы исполняете арпеджио. Скорость придет со временем. Вы же не хотите играть с ошибками, правда? Кроме того, исправлять ошибки сложнее, чем сразу учиться правильно.

Если вы хотите узнать об арпеджио больше, читайте один из прошлых уроков об арпеджио. И не забывайте подписываться, чтобы каждый день получать новые уроки и интересные статьи.

Похожие уроки:

Оставить комментарий

Ваш инструмент:
Актуальное
Популярное