Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Я впервые услышал «Fun Ranch Frolic» Альберта Ли (Albert Lee), когда еще учился в школе. Меня очень впечатлила точность его исполнения и глубокий грув.

Это было время, когда медиаторная техника игры достигла своего расцвета, и, казалось, нет предела ее возможностям.

Конечно, Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) известен своей способностью играть фразы на всех шести струнах очень четко и быстро. А правая рука Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen) – это просто нечто феноменальное.

Но Альберт делал все то же самое на чистом звуке. Его риффы, его ритмика поразили меня до глубины души. А ведь в его распоряжении был всего лишь только стэк Marshall и девятивольтная батарейка!

Наклон медиатора вниз

Мне казалось, что то, что делает Ли, просто нереально. Он практически порхал по струнам, не прилагая абсолютно никаких усилий. Но теперь, благодаря определенному опыту в области техники медиаторного звукоизвлечения, я разрешил эту загадку. По крайней мере, частично.

Альберт Ли показывает урок по медиаторной технике

Конечно, все дело в наклоне медиатора вниз. Такой техникой звукоизвлечения активно пользуется Эрик Джонсон (Eric Johnson). Она помогает сделать движения медиатора более эффективными. В первую очередь это касается смены струн.

Самый большой эффект достигается при игре апстроками. В этом случае медиатор как бы выходит из-под струн и дает возможность перейти к следующей струне без усилий.

Упражнение от Альберт Ли

Это как раз и есть классический подход Альберта Ли, который с уверенностью можно назвать виртуозным. И, как мы отчетливо видим на замедленном видео, большая часть переходов от струны к струне осуществляется именно на апстроках. Так мы минимизируем опасность задеть не те струны. А именно это нам и нужно.

Секретное оружие при игре медиатором

Но это только начало. Понаблюдайте за игрой Ли повнимательнее. Наверняка вы заметите одну неожиданную вещь:

Табы упражнения curves от Альберта Ли

Даунстроки! Как и апстроки, даунстроки Ли тоже как бы выходят из-под струн, но в противоположном направлении. Это заметно при просмотре видео на замедленной скорости.

И это поразительно. Переход от струны к струне после даунстрока техникой наклона медиатора вниз строго запрещен, потому что медиатор в этом случае буквально врезается в более высокую струну. Но Ли не знает стандартов и ограничений. Каким-то волшебным образом ему удалось найти способ заставить медиатор грациозно выходить из-под струн на даунстроках.

Это позволяет ему переходить от струны к струне максимально эффективно вне зависимости от направления удара медиатором. Этот способ отличается от техники Эрика Джонсона и других гитаристов, когда смена струн в скоростных пассажах осуществляется исключительна после апстроков.

Еще один известный гитарист, играющий такой техникой – несравненный Стив Морс (Steve Morse).

Его исполнение арпеджио переменным штрихом уже стало легендой. А достигает он этого как раз особым движением медиатора.

Разгадка

Но как этого добиться? Один из возможных вариантов – вращение предплечья. Это довольно распространенный подход среди тех, кто любит скоростные пассажи. Особенно часто его применяют гитаристы, играющие цыганский джаз. Такой способ оправдывает себя, потому что с его помощью мы можем заставить медиатор двигаться именно так, как нам и нужно.

Как держать правую руку при игре медиатором

Но вот незадача: если мы еще раз посмотрим замедленные видео с игрой Морса и Ли, мы заметим, что ни один, ни другой не играют таким образом. А как говорил один знаменитый детектив, тот вариант, который останется после исключения всех невозможных, и есть истина. И неважно, насколько он неправдоподобен.

Как правильно держать руку при игре медиатором

В нашем случае этот вариант – движение запястья. Запястье – удивительно гибкая конструкция, которая может совершать полный оборот без дополнительного движения руки или пальцев. А еще лучше то, что добиться этого можно с помощью всего двух основных движений – отклонения (deviation) и сгибания/распрямления (flexion/extension).

Под отклонением понимается движение запястья из стороны в сторону, наподобие маятника. Это очень распространенный подход к игре переменным штрихом. Его используют такие известные гитаристы, как Эл Ди Меола (Al Di Meola):

Как играет Эл Ди Меола медиатором

К этому мы добавляем сгибание и распрямление запястья. Это то самое движение, которое совершает ваша рука, когда вы стучите в дверь. Мало кто ассоциирует его с игрой медиатором, но, оказывается, техника Ли основана именно на нем.

А главный секрет – это, конечно, наклон медиатора вниз. Всего лишь отклоняя ось запястья по отношению к корпусу гитары, наклоняя медиатор вниз и сгибая/распрямляя запястье, вы достигаете нужного результата. За счет отклонения из стороны в сторону вы заводите медиатор в промежутки между струнами и выводите его оттуда, как это делают Джонсон и Ди Меола. А с помощью сгибания/распрямления вы делаете то же самое, только в противоположном направлении.

По сути, это два способа игры медиатором в одном. Находясь над струной, мы пользуемся способностью запястья отклоняться, а находясь под струной – сгибаться и распрямляться. Эта комбинация – и есть секрет техники Ли и Морса. В этом случае вращение предплечья уже не потребуется. Вот базовая схема этого способа:

Как держать кисть руки при игре медиатором

На первый взгляд попытка объединить два разных типа движения кажется неестественной. Но ведь ни Морса, ни Ли нельзя обвинить в слишком медленной игре. Причина в том, что они двигают правой рукой на апстроках и на даунстроках абсолютно по-разному, используя при этом разные группы мышц. Эта система действительно работает. С ней можно достигать высоких скоростей, и она дает огромное количество преимуществ.

Вы можете играть пассажи на нескольких струнах, не думая о том, на каком ударе лучше перейти к следующей струне. Именно поэтому Ли, Морс и другие гитаристы, пользующиеся этой техникой, не испытывают сложностей там, где другие не знают, как быть.

Удивительно то, что Ли и Морс пришли к этому решению интуитивно. Им никто не объяснял и не показывал, как это делается – в то время, когда учились они, нельзя было надеяться ни на Интернет, ни на возможности видеосъемки, которые сегодня доступны практически каждому.

Если Вы хотите научиться играть на гитаре в совершенстве, подписывайтесь на Гитаршколу и получайте свежие и интересные уроки гитары.

Похожие уроки:

  • Вячеслав:

    Великолепный урок!

    Ответить
Оставить комментарий