Музыканты группы «Led Zeppelin» уже давно являются признанными патриархами «тяжелого металла», точнее его блюзового направления. Роберт Плант и Джимми Пейдж, будучи большими поклонниками Мадци Уотерса, Роберта Джонсона, Вилли Диксона и других легендарных блюзменов, достаточно свободно заимствовали элементы американского блюза и использовали их в таких роковых шедеврах, как «Whole Lotta Love», «You Shook Me» и «Bring It On Home». Хотя конечный продукт лишь отдаленно напоминал музыку с берегов Миссисипи, за «Led Zeppelin» прочно закрепилась слава блюзовой группы.

Но есть еще и другая часть музыкального наследия «Led Zeppelin», часто незамечаемая, но тем не менее заслуживающая пристального внимания — это большое количество акустических записей. Множество дисков Led Zeppelin включают в себя некоторое количество акустических композиий, большинство из которых несет на себе явный отпечаток британской народной музыки.

Задолго до того, как слово «unplugged» стало известно буквально всем, живые выступления «Led Zeppelin» включали в себя полностью акустические номера, причем Пейдж играл на гитаре «Martin D-28», а Джон Пол Джонс на мандолине, которая была одной из составных частей его трехгрифовой акустической гитары. Когда в 1994-м, через 14 лет после распада Led Zeppelin, Пейдж и Плант, собрались, чтобы записать альбом «No Qarter» и отправиться с этой программой в турне, альбом и концерты состояли в основном из акустических композиций.

Как бы там ни было, влияние, оказанное на Пейджа некоторыми британскими фолк-музыкантами, нашло отражение в акустическом творчестве «Led Zeppelin». Сам Пейдж считает, что в большой степени на него повлияла игра Берта Янша и Анни Бриге. Множество альтернативных вариантов строя, без которых не было бы песен «Kashmir», «The Rain Song» и «Bron-Yr-Aur», широко использовались до «Led Zeppelin» такими музыкантами как Берт Янш, Джон Ренбурн, Мартин Карти и другими представителями британской традиционной гитарной музыки. Сольные пьесы Пейджа, в особенности «Black Mountain Side», являются не чем иным как слегка доработанными аранжировками британских народных песен.

Тот факт, что на творчество «Led Zeppelin» повлиял блюз и британская народная музыка, не так уж и удивителен, если учесть музыкальную ситуацию в Англии в то время, когда формировался гитарный стиль Пейджа. В начале 60-х, когда блюзмены Джон Ли Хукер и Мади Уотерс только начинали гастрольную деятельность, многие британские музыканты обратились к своим музыкальным корням. Британские традиционалисты и американские блюзмены, как представители народной музыки, часто играли на одних и тех же фолк-фестивалях. В то время, когда Эрик Клэптон играл только блюз, а Ник Дрэйк — исключительно фолк, Джими Пейдж соединял эти стили вместе, на ходу создавая новый музыкальный стиль. Качество и размах его работы свидетельствуют о том, что игре на акустической гитаре он отдавал всю свою душу.

К моменту, когда Пейдж вместе с Робертом Плантом, Джоном Полом Джонсом и Джоном Бонэмом в 1968-м создали Led Zeppelen, его акустический стиль переживал пору расцвета. Первый диск группы, ‘Led Zeppelen», выпущенный в 1969-м, включает в себя «Black Mountain Side», сольный акустический номер Пейджа, ранее записанный им вместе с «Yardbirds» в 1967-м году.

Звучание гитары Пейджа во многом напоминает запись народной ирландской мелодии «Blackwater Side», сделанную Бертом Яншем в 1966-м году. Правда Пейдж настраивал свою гитару (сверху вниз) D-А-D-G-А-D, а Янш использовал совершенно другую настройку. Кроме «Black Mountain Side», первый альбом Led Zeppelen содержит еще несколько явных заимствований из репертуара британских фолк-музыкантов.

Наглядным примером является «Babe I’m Gonna Leave You», сочиненная почти неизвестной фолк-гитаристкой Энн Бредон. Как автор песни Бредон была неизвестна до того момента, пока в 1990 не вышел первый комплект компактов Led Zeppelen и сын Энн, услышав, как мать поет эту песню, не спросил, почему она исполняет песню Led Zeppelen.

Пейдж в свое оправдание заявил, что впервые услышал «ВаЬе…» на альбоме Джоан Баез, где песня была представлена как народная. Как бы то ни было, Led Zeppelen придали акустической песне дополнительный шарм, включив в нее громкий электрический припев. «Я в действительности хотел, чтобы в нашей группе сочетались блюз, хард-рок и акустическая музыка,»- сказал Пейдж в интервью журналу «Guitar World» в декабре 1993-го. «В музыке присутствует как-бы игра света и тени. «Babe I’m Gonna Leave You» является прекрасным примером такого сочетания».

  1. rory:

    После «Tea for one» Led Zeppelen тяжело воспринимаются другие блюзовые композиции. Что тут скажешь, когда встречаются два гения.

  2. Марина Остапенко:

    Led Zeppelen всегда считала монстрами тяжелого рока, а об этой стороне их творчества даже не слышала. Видимо потому, что акустикой они больше занимались на живых концертах, а мы слушали их студийные записи.

  3. Костя:

    Я полюбил тяжелую музыку именно благодаря группе Led Zeppelen, а ее акустическая музыка стала просто открытием для меня. Прекрасно, что на написание музыки влияет и народное творчество.

  4. Михаил:

    Друзья, акустические вещи были на каждом диске Zeppelin, не заметить их просто не возможно, если слушать альбомы целиком.

Добавить комментарий