Сегодня я продолжаю публиковать советы для бас-гитаристов. Первые 5 советов Вы можете почитать в прошлом уроке.

6. Медиатор или пальцы?

Не все басисты предпочитают пальцевый способ звукоизвлечения. Дэвид Эллефсон (David Ellefson) из Megadeth, Рекс Браун (Rex Brown) из Pantera и Down, Крис Сквайр (Chris Squire) из Yes и Пол МакКартни (Paul McCartney) играют медиатором, а Джон Пол Джонс, Джон Энтвисл (John Entwistle) из The Who и Майкл Энтони (Michael Anthony) в составе Van Halen комбинировали пальцевый способ с медиаторным. Если вам нравится играть медиатором, почему бы и нет! Я рекомендую большой нецеллюлоидный медиатор толстого калибра (минимум 1 мм), например, Tortex Triangle от Dunlop.

Большие треугольные медиаторы хорошо подходят к басовым струнам и пространству между ними и не выскальзывают из пальцев. Медиаторы Tortex (или Delrin — в зависимости от производителя) крепче целлюлоидных и ломаются не так часто. А толстый калибр даст вам возможность выбить из струн больше звука и мощи с меньшим усилием.

7. Техника игры одним пальцем

Некоторые продюсеры на звукозаписи требуют от басиста игры медиатором, потому что это выравнивает атаку. Но если вы играете пальцами и хотите добиться большей стабильности в атаке, попробуйте как можно дольше играть одним пальцем (например, указательным, не чередуя его со средним и безымянным). Джон Пол Джонс позаимствовал эту технику у легенды баса Джеймса Джеймерсона (James Jamerson), музыканта звукозаписывающей компании Motown, и успешно применил ее на нескольких классических композициях Led Zeppelin, в том числе “Good Times Bad Times” и “Ramble On”.

8. Научитесь чувствовать и держать ритм 

Кто-то обязательно должен держать темп и ритм. И если барабанщик не делает этого, то вся надежда на басиста. Поэтому придется вам стать собственным метрономом. Недостаточно уметь считать в размере 4/4, нужно также научиться ощущать ритм в 8/8. Особенно это касается баллад, где искушение начать играть быстрее очень велико. Чтобы не отходить от ритма, слушайте не только бас-бочку и рабочий барабан, но и хай-хэт и райд.

9. Заполнения: за или против?

Заполнения или вставки (англ. «fill») — это небольшие уходы от основного рисунка, украшающие линию баса и всю композицию. Послушайте, как другие басисты переходят от секции к секции, и позаимствуйте что-нибудь у них. Заполнения завершают одну секцию композиции (например, куплет) и подводят к следующей (например, припев). Это отличный способ сделать басовую партию менее монотонной и уйти от того, что играет гитарист.

Уметь играть заполнения — большое искусство. Нужно чувствовать тонкую грань между добавлением композиции грува и выбиванием из контекста. Придерживайтесь правила «играть вместе с барабанщиком» и старайтесь, чтобы ваши заполнения сочетались со сбивками на ударных. Так ваши партии будут звучать однородно, как две грани одной идеи. Как правило, барабанщик играет сбивки в конце каждого второго, четвертого или восьмого тактов, поэтому слушайте ударные и в соответствии с ними выбирайте места для заполнений. Конечно, все решения, которые вы принимаете, зависят от стиля, в котором вы играете. Некоторые стили (например, хип-хоп или клубная музыка) требуют постоянного и стабильного грува практически без отклонений.

Хорошие идеи для заполнений можно найти у сессионных музыкантов, играющих в стилях R&B и soul. Это, например, Джеймс Джеймерсон, сыгравший на огромном количестве хитов от звукозаписывающей компании Motown, Чак Рейни (Chuck Rainey) (он играл с Аретой Франклин (Aretha Franklin) и Steely Dan) и Натан Уоттс (Nathan Watts) (особенно в композиции Стиви Уандера (Stevie Wonder) “Do I Do”). Также стоит послушать творчество рок- музыкантов, таких как Рекс Браун, Роберт ДеЛео (Robert DeLeo, еще один последователь Джеймерсона) из Stone Temple Pilots и Дафф МакКаган (Duff McKagan) из Guns N’ Roses. И не давайте сбить себя с толку принадлежностью композиции к какому-либо жанру. Если она вышла на Motown, это совсем не значит, что ходы из нее неприемлемы для рока, и наоборот.

10. Только нужный регистр

Вы играете в нужном регистре (октаве)? Возможно, крутая партия, которую вы только что придумали, слишком тяжела и низка для вашей композиции? А может, она звучит слишком высоко и перебивает вокальную или гитарную партию? Имейте в виду: регистр всегда должен соответствовать ситуации!

  1. Вадик:

    Прочел все части этой статьи. Стоящие советы гитаристам даете, респект вам.

Добавить комментарий